Все имеют хотя бы общее представление о том, что такое счетчики воды (индивидуальные приборы учета ее расхода) и для чего они нужны, но не многие понимают, зачем нужна так называемая «поверка» счетчиков, что это вообще такое и в чем отличие ПОверки от ПРОверки.
Итак, что же такое поверка счетчика воды, а что — проверка?
Проверка прибора учета воды – это некие манипуляции, которые относятся к работам, выполняемым в рамках договора на техническое обслуживание счетчиков воды или же которые осуществляет сам пользователь: визуальный осмотр прибора, позволяющий убедиться в его правильно работе, снятие контрольных показаний и т.п. Поверка же – это отдельное мероприятие, регламентированное определенными законодательными актами и сопровождающееся выдачей соответствующих документов, которое пользователь обязан проводит с четко установленной периодичностью.
Согласно действующему на сегодняшний день законодательству, приборы учета холодной воды должны проходить обязательную поверку раз в 6 лет, приборы учета горячей – раз в 4 года. В случае, если пользователь не предпринимает никаких мер по своевременной поверке водосчетчиков, они по истечении оговоренных сроков автоматически признаются непригодными для учета потребления воды, и последующая оплата водопотребления производится пользователем не по их показаниям, а по действующим общим нормативам.
Как осуществить обязательную поверку? Для этого пользователю нужно воспользоваться услугами Государственной метрологической службы или иных уполномоченных на проведение подобных операций организаций. Услуга поверки счетчика, разумеется, платная и занимает некоторое время. При традиционном способе поверки приборов учета, когда счетчики снимаются и отправляются для поверки в специализированные организации, время осуществления поверки может достигать двух недель. Все это время пользователь, «лишенный» счетчиков, платит за потребление воды, исходя из нормативов. Есть более быстрый способ поверки, правда, стоимость его, как правило, выше, чем традиционной поверки, это так называемая поверка «на дому». Во время поверки «на дому» специалисты со всем необходимым оборудованием приезжают на дом к пользователю и осуществляют все манипуляции на месте. Недостатком этого способа можно назвать дополнительный расход 100-200 литров воды, которую будут пропускать через проверяемые счетчики, — этот немалый расход также будет оплачиваться из кошелька пользователя.
После проведения поверки счетчика обязательно выдаются документы, свидетельствующие о работоспособности прибора, его правильном функционировании и соответствии всем необходимым нормам. На основании этих документов пользователь снова может производить оплату воды по показаниям счетчика.
Но есть один нюанс: по статистике только 50-70% всех приборов проходят поверку, даже несмотря на свою видимую «профпригодность», и в дополнение к поверке признанного непригодным прибора приходится тратиться на установку новых. Прискорбно, но факт. В связи с этим большинство людей радикальным способом производят поверку: сразу устанавливают новые приборы. Экономически это имеет основания.